Почему на лунном «небе» появились тени?
ПОЧЕМУ НА ЛУННОМ «НЕБЕ» ПОЯВИЛИСЬ ТЕНИ?
Есть такой лунный снимок, который уже много лет вызывает подозрение в своей достоверности — астронавт на Луне около флага (рис.1).
Рис.1. Астронавт на Луне, миссия «Аполлон-17»
Согласно легенде НАСА, на снимке изображен астронавт Харрисон Шмидт (миссия «Аполлон-17», 1972 г.), находящийся на Луне; рядом с ним — американский флаг, а над флагом – изображение Земли. Удивляет в первую очередь профессионально выверенная композиция снимка — астронавт, американский флаг и изображение Земли вписаны в точный треугольник. Следует учесть, что второй астронавт, который делал этот снимок, фотографировал «вслепую», у него не было возможности визирования: фотоаппарат висел на кронштейне на груди и посмотреть в видоискатель, находясь в шлеме, не было никакой возможности. К тому же, чтобы сделать такой снимок, с нижней точки, астронавту-фотографу пришлось бы лечь на спину, ранцем жизнеобеспечения на лунный грунт, что вообще по технике безопасности не допустимо. Конечно, из этих сомнений ещё не следует, что перед нами – фейк, фальшивый снимок. Защитники НАСА приведут контраргументы, доказывающие, что такое композиционное совпадение вполне возможно сделать с нескольких попыток, и тут же дадут ссылку на менее удачные дубли, сделанные примерно с одного и того же места (рис.2).
Рис.2. Ряд последовательных фотокадров с флагом
«А нижнюю точку съемки, — добавят защитники НАСА, — можно получить, откинув спину назад и склонившись вбок». Поскольку никто не проверял, можно ли в скафандре отклонить спину назад на столько, чтобы получить ракурс снизу и не упасть, то все доводы «за» и «против» такой возможности останавливаются на умозрительной стадии. Никто не попробовал повторить такой ракурс в студии с фотоаппаратом и актёрами.
Однако подозрение на недостоверность вызывает не слишком низкая точка съемки и не профессионально выверенная композиция снимка, а совсем другой факт. Если в графическом редакторе повысить «уровнями» яркость этого снимка, то вокруг фигуры астронавта появятся странные угловатые тени (рис.3). Вы сами сможете в этом убедиться, если скачаете себе на компьютер рисунок 1.
Рис.3. При повышении яркости снимка в черноте космоса появляются артефакты в виде «теней»
«Откуда на небе могут появиться тени?» — спрашивают скептики. – «Может, за астронавтом находится не космос, а задник в павильоне, и на этот задник падает тень от астронавта?»
Вот уже второе десятилетие обсуждается на просторах интернета «странность» этой фотографии. Этот снимок с высветлением привёл, например, доктор физико-математических наук Александр Попов в своей книге 2009 года «Американцы на Луне. Великий прорыв или космическая афера?» с подписью: «некто под именем «геолог-астронавт Гаррисон Шмидт» позирует в сомнительной сцене «на Луне»». Подобные фотографии, по мнению автора, вызывают сомнение в их «лунном» происхождении.
Автор видеоролика на Ю-Тубе под ником «noncertainty» пришёл к выводу, что это не одна, а две склеенные фотографии
Обсуждения идут уже много лет. Дело в том, что эта фотография взята не просто с интернета, а с официального сайта НАСА, из раздела «Величайшие фотографии НАСА» (GReat Images in NASA), там же указан идентификатор этой фотографии (AS17-134-20384) — рис.4:
Рис.4. Фотография взята с официального сайта НАСА.
Любой желающий мог скачать эту фотографию с сайта НАСА по указанной ссылке (рис.5).
Рис.5. Ссылка на фотографию.
Мы тоже скачали данную фотографию с сайта НАСА.
По мнению скептиков, данный артефакт — угловатые «тени» — свидетельствуют о фальсификации «лунных» снимков. Поскольку таких высказываний было большое количество на разных интернет-ресурсах, то проамериканская Википедия не могла не привести этот довод скептиков в разделе «Лунный заговор» — фотографию с нормальной яркостью и с высветлением (рис.6):
Рис.6. Проамериканская Википедия привела разоблачительные доводы скептиков.
Однако проамериканские кураторы Википедии попытались всячески нивелировать доводы скептиков, сославшись на то, что на фотографии мы видим всего лишь «цифровую ретушь» снимка.
Страница Википедии с темой «Лунный заговор», где появляется данная фотография
Никто, правда, так и не понял, что означает эта таинственная фраза «цифровая ретушь», и почему эта ретушь имеет зигзагообразную форму, но удар скептиков как бы был парирован. Все попытки внести в текст обсуждения этой фотографии фразу о том, что данная фотография — коллаж двух снимков, тут же пресекались кураторами Википедии, и буквально через час-другой подобные фразы удалялись со страницы Википедии безвозвратно.
Так что же на самом деле мы видим на фотографии? Цифровую ретушь? Тень? Или две наложенные друг на друга фотографии?
Поскольку нам известен способ, каким был получен этот снимок, то сразу скажем, что угловатые черные выбросы за спиной астронавта, тенями не являются. И для характеристики этого артефакта мы будем пользоваться термином «чернота», а слово «тень» употреблять не будем.
Мне, как человеку более 25 лет преподающему предмет «Кинофотопроцессы и материалы» в институте кинематографии, совершенно понятно, что искать доказательства обмана нужно не там, где расположен астронавт, а там, где находится флаг. К самой «черноте» за фигурой астронавта у меня никаких претензий нет – это естественная чернота неэкспонированного участка фотоматериала. А вот фон за флагом при высветлении – неестественный, он пурпурно-фиолетовый. За астронавтом фон черный, за флагом – фиолетовый. Догадываетесь, что это значит? Астронавт и флаг сняты на разных фонах! И, следовательно, сама фотография представляет собой коллаж из двух снимков, наложенных один на другой. То, что принимается за контуры тени – это граница маски, отделяющая один снимок от другого.
Итак, проследим шаг за шагом, как был получен этот снимок.
Отдельно был снят астронавт на черном фоне – это первое изображение (рис.7).
Рис.7. Отдельно астронавт.
Второе изображение — отдельно американский флаг и его отражение в сферическом зеркале. Во втором изображении присутствует и «кружок» Земли над флагом (рис.8).
Рис.8. Соединение двух фотографий.
Это второе изображение обрезается с одной стороны так, чтобы отражение в сферическом зеркале можно было бы наложить на шлем астронавта и не перекрыть других значимых деталей первого снимка. Получается ломаная линия (рис.9).
Рис.9. Граница, по которой режется второй снимок.
Эта ломаная линия, по которой режется вторая фотография, состоит из нескольких участков. Участок «А» — это левая граница снимка. Левый верхний угол второго снимка должен попасть в левый верхний угол первого снимка. Для контроля отсутствия перекоса используются горизонтальная и вертикальная линия. Участок «В» — вырезан с запасом места под антенну (рис.10).
Рис.10. У каждого участка лини разреза есть свое назначение
Участок «D» — из сферического зеркала вырезано только отражение флага. Остальная часть зеркала удалена. Участок «Е» — линия, идущая вдоль костюма астронавта. Отрезано с запасом, чтобы случайно второй картинкой не перекрыть часть скафандра.
Самый интересный участок — «С», острый угол, который упирается в шлем. Это приводочная метка.
Приводочные метки — это специальные метки в типографии, по которым совмещаются однокрасочные изображения (рис.11) в полноцветные (рис.12).
https://koparev.livejournal.com/4646467.html