Развитие ребенка на 6-ом году жизни
Развитие ребенка на 6-ом году жизни завершилось. Ребенок без труда владеет всеми двигательными функциями. Может выполнять произвольно все движения, даже самые тонкие и сложные. В психическом и духовном плане намечается период стабилизации и гармонии. Ребенок учится управлять своей волей. Он понимает обоснованность определенных заданий, хотя и продолжает часто задавать свои вопросы «почему», интересоваться возможными последствиями и результатами. Но в этом возрасте становится возможным каузальное мышление, помогающее ребенку понимать мотивировку и способ действий. Таким образом, ребенок усваивает новую систему отношений: он может поступать разумно, его представление о мире становятся более реалистичными, проблематика более конкретной.
а) Логическое мышление и планирование. Шестой год жизни можно определить как фазу экспирементирования, планирование действий.
Ребенок непрерывно открывает факты и законы, противорещащие его импульсам и воле. Еще недавно он думал, что может получить любую вещь, как только он ее пожелает. Теперь ребенок обнаруживает, что многие вещи недоступны и невозможны; он начинает думать, выбирать и планировать.
В своих рисунках он хочет воспроизводить предметы, которые «существуют»; проявляет интерес к строительству, к законченности. Часто бывает, что ребенок говорит:»сначала я должен закончить это». Лучше всего планирование выступает в творческой деятельности. Ребенок обдумывает заранее, намечает, что именно он хочет нарисовать, слепить или построить, ищет наиболее подходящие средства, чтобы добиться самого лучшего результата. Он начинает понимать цену и возможности денег.
б) Обязанности и ответственность. Многие дети требуют в этом возрасте, чтобы им давали небольшие поручения, и очень радуются оценке и похвале в тех случаях, когда они проявили находчивость, рассудительность и т.п.
Доверие, оказываемое ребенку, является мощным стимулом в его развитии, которое будет положительно влиять на его успехи при поступлении в школу.
в) Сомнения и критика. Ребенок начинает выражать сомнения и критику в отношении вещей, которые еще недавно он считал «хорошими». Родители не должны стремиться сохранить во что бы то ни стало веру в деда мороза в добрую фею и пр., если ребенок начал сомневаться в их существовании. Часто бывает, что, слушая сказку, ребенок высказывает замечания вроде того, что «невозможно бежать по воде, утонешь!» и пр. Появляется и критичное отношение к себе. В этом возрасте ребенок начинает судить о своих действиях, например, он предвидит, как будут реагировать родители: похвалами, критикой или наказанием. Вехи запретов, установленные родителями и воспитателями, как и все, что ребенок видит у родителей, намечают первые очертания его сознания и становятся внутренним руководством для собственных действий. Ребенок склонен считать неоспоримо справедливыми указания, данные родителями: это является частью вновь открытой им действительности и придает ему уверенность и опору.